Все права на данное произведение принадлежат автору
Копирование и распространение без разрешения автора запрещено!

© Олег Болтогаев


ФЕОДОСИЙ КАВКАЗСКИЙ


      По количеству святых православные, особенно российские православные, удерживают прочное лидерство. Почему так происходит? Частичный ответ на этот вопрос я обнаружил на одном из религиозных интернетовских форумов.

      Вопрос женщины звучал примерно так:

      "Свят ли Феодосий Кавказский? Можно ли ему молиться?
      Так хочется кому-нибудь помолиться!"

      Вот эта мысль "хочется кому-нибудь помолиться" на мой взгляд многое объясняет. Русский православный человек верит в Бога, верит в Иисуса, но этого ему мало. Иисус далёк и не совсем понятен, хочется своего божка, местного.

Хотя бы такого, как Феодосий Кавказский.

Но в вопросе женщины звучит и сомнение. Свят ли он, этот самый Феодосий?

Действительно, вопрос интересный.

Удивление возникает сразу, стоит лишь коснуться "жития" этого человека. Так, добрая половина интернетовских источников утверждает, что Феодосий Кавказский (в миру Фёдор Фёдорович Кашин) родился в 1800 году в Пермской губернии. То есть он ровесник Пушкина. И дата эта не казалась бы странной, если не было бы точно известно, что умер он 8 августа 1948 года в городе Минеральные Воды.

Сто сорок восемь лет, хороший возраст!

Правда, вторая половина этих же источников называет другую дату рождения Феодосия, а именно: 1841 год. Скромнее, но всё равно удивительно. Особенно, если вспомнить о тех чудесах, которые творил Феодосий в последние годы жизни. И лишь два интернет-источника указывают, что Фёдор Кашин родился 4 ноября 1862 года.

Вот это похоже на правду, тем более, что авторы ссылаются на номер архивного дела, а не данные "минералводческого загса", которые если и точны, то только в части даты смерти Феодосия. Очевидно, что дата рождения при этом была записана с чьих-то слов. Попозже нам будет ясно - с чьих.

Если год рождения 1862, тогда становится понятным полная неизвестность а, точнее сказать, мифичность биографии Феодосия до 1878 года.

А биография такова.

В три года он ушёл из дома.
Ещё раз для тех, кто не понял.
Трёхлетний ребёнок ушёл из дома. Осознанно.
Чтобы попасть на Афон, в святую обитель.
Афон - это недалече от Перми - в Греции.

Впрочем, процитируем один из наших источников.

    "Фёдору исполнилось три года, он вышел на берег реки, где увидел баржу, на которую вносили груз и входили пассажиры. Мальчик потихоньку вошел на нее и примостился в уголке. Никому и в голову не пришло, что он без родителей. Лишь через два дня, когда баржа была далеко от дома, на него обратили внимание и стали расспрашивать, где его родители и куда он едет. Мальчик ответил, что у него нет родителей и что он едет на Афон в святую обитель. Среди пассажиров на барже были паломники, направляющиеся в святые места. Они взяли Федора с собой.

    В Афоне паломники подошли к воротам обители "Положения Пояса Богоматери". Мальчик упал в ноги привратнику и попросил позвать игумена. Привратник пришел к игумену и говорит:"Какой-то маленький чудесный ребенок просит вызвать игумена". Игумен удивился и подошел к воротам. Там стояли несколько мужчин и с ними мальчик, который поклонился игумену и сказал:"Примите меня к себе. я буду Боженьке молиться и буду вам все делать". Игумен обратился с вопросом:"Чей это мальчик?". Оказалось, что он сирота. Игумен еще больше удивился, но прозрев своими духовными очами Промысел Божий, принял его в обитель. Там Федор рос, учился грамоте и был на послушании. Жизнь в монастыре была суровой, но мальчик переносил все невзгоды с любовью и смирением".


Вот так. Не забудем: мальчику было три годика.

В другом источнике сказано иначе: "Еще юношей Феодор вместе с группой паломников отправляется на Афон".

Так всё-таки: трёхлетним ребёнком или юношей? Вопрос остается открытым.

Дальнейшую жизнь Феодосия можно описать краткой строкой.

Афон - Константинополь - Иерусалим - Афон - Иерусалим - Россия.

Мы не ошиблись? Какой ещё Константинополь? А не Стамбул ли?

    Отнюдь! Именно такой вариант предложила писательница Анна Ильинская, главный биограф Феодосия Кавказского. Для неё Константинополь не пал в пятнадцатом веке. Мало того, там по-прежнему правит не султан, а царь!

Впрочем послушаем эту ахинею, в ней "историк" Ильинская предстаёт во всей красе.

"Враг, диавол, не оставлял его в покое и так восстал на него, подвигнув иноков, что от ненависти его живым закопали в навозной яме; ему же явилась Божия Матерь, как она изображена на Казанской иконе, и сказала: "Двигай руками и освободишься". Тогда он стал осторожно двигаться и так, все больше и больше двигаясь, стал высвобождаться из ямы, и как будто какая-то сила ему помогла, и он выбрался наконец оттуда, возблагодарив горячей молитвой свою Избавительницу. А братия еще больше распалилась злобой и, чтобы причинить ему зло, написала к царю в Константинополь письмо, что якобы Феодосии под видом монаха поселил в своей келье женщину.

Царь, возмутившись таким поступком, послал в обитель воинов; они заковали Феодосия в кандалы и отправили в Константинополь в темницу. Феодосия ввергли в темницу как злодея.

Тогда царю явился во сне Ангел Господень и повелел освободить неправедно вверженного в темницу слугу Господня, молящегося за спасение мира и погибающего от чужого греха, но царь не выполнил повеления. Тогда ему повторно было повеление освободить безвинно наказанного. Царь вновь не выполнил повеление. Тогда в третий раз было ему повеление освободить безвинного служителя Господня с угрозой, что если и на сей раз не послушается, то будет нести тяжкое наказание.

Царь повелел привести во дворец Феодосия и определил его священником храма. Все потянулись к Феодосию , согретые его любовью и тронутые его смирением. Придворные приходили к нему за наставлением и благословением и приносили много денег. Он попросил выделить ему помещение для приема приходящих. Ему выделили келью на подворье русского странноприимного дома Положения Пояса Богоматери; там он принимал по средам и пятницам нищих, больных и всех, кто нуждался в его помощи и наставлениях.

Нуждающимся, нищим и больным он раздавал деньги, полученные от вельмож. Царю это не понравилось, - и он стал проявлять недовольство. Тогда отец Феодосии попросил царя отпустить его со двора. При царском дворце в Константинополе отец Феодосии прослужил пять лет, но его влекло в Святую Землю, и он, с разрешения царя, отправился в Иерусалим".


Как видим царь правит не совсем справедливо, но Феодосий-то как хорош!
Просто... Просто святой. И Ангел Господен вовремя за него заступился...

И эту чушь про Феодосия и Константинополь повторяют почти все интернет-источники.

Ближе к правде описания "жития" Феодосия в Афоне (второй раз) и Иерусалиме (второй раз).
Правда теперь возникают проблемы со святостью. А чудеса материализуются.

Впрочем, по порядку.

Сухой остаток такой.

Часть первая.

Приглянулась Феодосию пятнадцатилетняя девица Татьяна Никитина. Из кубанской казачьей семьи. И надумал он поселить её в афонской келье под видом монаха. Для чего девицу переодели в мужскую одежду. Справили ей мужской паспорт. Обман раскрылся. Возник жуткий скандал. Вместе с девицей Феодосий покинул Афон и перебрался в Иерусалим.

Но как эту историю излагают наши источники?

Вот одно из признаний. Чувствуется: автор цедит сквозь зубы.

"Но факт остаётся фактом: отец Феодосий пытался провести на Афон девушку, за то и был изгнан решением Кинота".

И тут же попытка свалить всё на "гнусную либеральную кампанию" и "греческую печать".

"Надо отметить, что в то время не только в греческой, но и в русской печати велась гнусная либеральная кампания против русских афонских келиотов, им приписывались разные грехи. В этой кампании участвовал также известный профессор КДА Дмитриевский, автор многих трудов, в том числе и книги "Русские на Афоне". Он опубликовал большой материал в "Трудах Киевской академии", разоблачающий афонских монахов, где также привёл историю с казачкой Татьяной. Греческая печать выжала из этой истории всё, что только представлялось возможным".

Но увы, увы...

"Отбрасывая всякие домыслы, вызванные ненавистью к русскому монашеству, всё же приходится признать, что по тем или иным причинам отец Феодосий пытался провести на Афон казачку Татьяну".

А вот и лубочный вариант, как же без лубка.

"Близко общавшийся с соотечественниками, прозревающий духовные судьбы их, отец Феодосий благословил 14-летнюю девицу остаться здесь в монастыре".

И ещё один.

"Однажды во время службы в Иерусалиме из русского села Платнировка пришли в Иерусалим мать с дочерью Татьяной-14-летней девицей. По благословению отца Феодосия, Татьяна осталась послушницей при женском монастыре".

Как видим монастырь стал женским. И всё пристойненько.

А вот и резюме по первой части.

    "Многие, узнав тайну старца Феодосия , возможно, отвернулись бы от него и похулили бы святого. Похулили бы тайну покаяния, да и тайну человеческого спасения, поднимающего человека от самых глубин ада до престола Божия. Мы же дети страшного времени, извлечём для себя из этой истории хороший урок, чтобы избежать иного бесовского обмана - отчаяния, и посвятим свою оставшуюся жизнь покаянию".

То есть, простим Феодосия и займёмся своим покаянием. Просто и понятно.

Часть вторая.

Изгнанный с Афона Феодосий возвращается в Иерусалим.

В каком году это произошло?. Есть источник, который позволяет нам уточнить эту дату. Это епископ Питирим. Вот фраза, в которой он объясняет, почему Феодосий не может быть причислен к святым.

"Ко многим подвижникам сегодня люди идут на поклонение, при том что они еще не канонизированы и их житие вызывает много вопросов. Или, прямо скажем, был негатив в поведении в земной жизни. Например, в 1910 году Феодосий Кавказский паломничал на Афон, где у него были различные дисциплинарные наказания за самоволие".

Епископ, к сожалению, не называет вещи своими именами. "Самоволие". Пусть будет "самоволие". Для себя отметим, что случилось это самое "самоволие" в 1910 году. Видимо в этом же году Феодосий и покинул Афон.

Татьяна, судя по всему, с ним. И тут...

Стоп. Цитируем.

    "Но вскоре он возвратился в Иерусалим, где принял схиму (высший монашеский чин). Там с ним познакомился помещик из станицы Платнировка, отставной генерал, прибывший в начале XX века поклониться Гробу Господню. Взяв на себя хлопоты по возвращению иеросхимонаха Феодосия на Родину, генерал получил документы на выезд в Россию старца, где его наставления и утешения будут особенно необходимы в горе и страданиях народа и Церкви в начавшемся лихолетии безбожия".

Как всё хорошо! Феодосий возвращается на Родину.
Именно так, с большой буквы.

А теперь детали.
Сначала в исполнении Анны Ильинской.

"Старец привёз с собой таинственные святыньки, которые вызвали лютую ярость демонов. По воспоминаниям духовных чад, отец Феодосий вывез из Иерусалима много золотых крестов, покровцы, потиры, священные сосуды. Они с инокиней Татианой везли их в подушках, матрацах. Вопреки проискам супротивного, Иерусалимские святыньки были доставлены на Землю Русскую, на священный Кавказ".

Любой следователь в этом месте очнётся от полузабытья и воскликнет:

- Стоп, стоп! Какие демоны? Какие золотые кресты?
Какие подушки, какие матрацы? И что за происки "супротивного"?

И будет прав.

Похоже иерусалимский финал был очень нелицеприятен.

Иеросхимонах Феодосий "съехал" из Иерусалима не с пустыми руками, а, так сказать, хорошо гружёным.

"Много золотых вещей вывез Феодосий из Иерусалима" - говорит один из его почитателей.

Причём вывоз драгоценностей производился в подушках и перинах.
Не знаю, как среди святых, но у обычных людей это называется контрабанда.
Это если предположить, что ценности принадлежали Феодосию лично.

Что мало похоже на правду.

Невозможно отделаться от ощущения, что некто ограбил храм и использовал
Феодосия как курьера для доставки золота в Россию. Так сказать, "на Родину".

И пусть нас не обманут такие былинные строки.

"Сюда (на Кубань) старец с собой привез святыньки, которые вызывали лютую ярость демонов. Впоследствии, когда о. Феодосий примет подвиг юродства, он будет говорить о себе в третьем лице: "Мой дяденька". Вот что он говорил одной своей духовной дочери: "Мой дяденька шестьдесят лет служил у Гроба Господня в Иерусалиме, а потом Мамочка Боженькина велела ему возвращаться домой в Россию. Он уносил с собой святыни, а бесы гнались за ним по пятам, хотели отнять".

Ох уж эти демоны и бесы! Так и норовят отнять святыни.

Или такой вариант.

"Когда о. Феодосию удалось преодолеть разного рода трудности и получить разрешение вернуться в Россию, то его сопровождает та же самая Татиана. По воспоминаниям духовных чад отец Феодосий вывез из Иерусалима много золотых крестов, покровцы, потиры, священные сосуды. Они с послушницей Татианой везли их в подушках, матрацах. В дальнейшем Татиана живёт вместе другими монахинями в пустыньке о. Феодосия и принимает постриг с именем Тавифа".

А вот из нашей табакерки выпрыгивает и тот самый "некто". Читаем.

    "В 1908 г., по Промыслу Божию, в Иерусалим из России, из станицы Платнировской заехал отставной генерал, и встретившись с отцом Феодосием, настоятельно просил его приехать в Россию. После некоторых хлопот он получил разрешение на выезд отца Феодосия в Россию".

История не сохранила нам имя этого славного генерала. А жаль... Ниже мы из более достоверных источников мы узнаем, что "разрешение на выезд отца Феодосия в Россию" генерал получил не в 1908 году, в несколько позже - в 1914.

Есть сильное подозрение, что генерал хлопотал о возвращении Феодосия и Татьяны небескорыстно. За эту услугу наши монахи привезли в Россию "в подушках и матрацах" увесистую контрабанду.

Афёра прошла удачно.

Итак Феодосий с Татьяной приехали в станицу Платнировку, где некоторое время они жили в имении этого самого генерала. Следы золота здесь теряются. Видимо генерал имел больше прав на драгоценности, чем Феодосий, ибо уже через год Феодосий и Татьяна покидают Платнировку.

Похоже, что без копейки в кармане.

Отныне Феодосий будет вдыхать только дым отечества. И нищенствовать.

Любопытно, что именно с этого времени количество чудес, которые он совершает становится гораздо больше, меняется их смысл и направленность.

В описании "жития" сказано, что "божья матерь велела ему поселиться вблизи монастыря под названием Тёмные Буки".

В каком году это произошло?
Вопрос принципиальный, так как до марта 1916 в Тёмных Буках проживал никто иной, как схимонах Иларион - один из главных, если не сказать главный идеолог русского имяславия, автор нашумевшей книги "На горах Кавказа".

Писатель Владимир Лермонтов в повести "Дельфания" прямо утверждает, что "старцы жили вместе". В это трудно поверить. И не только потому что два медведя в одной берлоге, как правило, не живут. Есть же и простая арифметика: в 1914 покинули Иерусалим, несколько месяце гостили на Урале и почти год жили на генеральских хлебах в Платнировке. Никак не получается поселиться в Тёмных Буках раньше середины 1916 года. А схимонах Иларион скончался первого марта того же года.

    Диакон Андрей Кураев выражается более осторожно, говоря, что Феодосий поселился недалеко от Тёмных Буков, чтобы быть поближе к Илариону, имяславскую позицию которого он разделял. Осмелюсь добавить: якобы разделял. В архивных документах о схимонахе Иларионе нет ни слова о Феодосии, хотя там упомянуты многие лица, разделившие все тяготы последних лет жизни Илариона. Нет ни слова о Феодосии-имяславце и у иеросхимонаха Антония (Булатовича), который написал огромное количество статей о борьбе имяславцев с имяборцами.

    А вот дату 1917 год упоминают многие. Похоже, что именно в этом году Феодосий прибыл в Тёмные Буки. Там он почему-то не ужился и вынужден был переселиться поближе к железной дороге, а именно, к разъезду под названием Горный. Это в трёх километрах южнее Тёмных Буков. Вместе с ним съехали несколько матушек.

    Интернетовские источники говорят об этом так.

    "Отцу Феодосию было 67 лет, когда он возвращается в Россию и поселяется недалеко от Новороссийска в поселке Горном. Рядом находилась Покровская обитель. Здесь-то старец основал пустыньку, где вместе с ним жили несколько монахинь из монастыря и две девочки - подростки. Именно эти девочки, Анна и Любовь, находились около старца в течение тридцати лет, а позже свидетельствовали о нем потомкам, оставив рукописи о его удивительном житии".

    Запомним же этих девочек, ибо, как будет видно дальше, именно их фантазиями наполнен жизненный путь будущего "святого". Анна и Любовь.

    Есть основания утверждать, что часть указанных рукописей попала к писательнице Анне Ильинской и с её лёгкой руки рассказы "об удивительном житии" разлетелись по свету.

    Не забудем поправку на возраст Феодосия.

    Ему не 67 лет, а только 43.

    Отметим странный союз монашествующих. Один мужчина и несколько женщин. Среди них "та самая Татьяна", из афоно-иерусалимского периода жизни Феодосия. Плюс, двое девочек-подростков. Они, похоже, совершенно неграмотные, но очень впечатлительные.

    Скорее всего местные жители разрешили монашествующим поселиться в одном-двух заброшенных домиках, называемых здесь "хатками". Строились такие хатки за день-два быстро и споро. Сам видел.

    Ибо технология сохранилась и использовалась и через сорок лет. Фундамента не делали. В землю зарывалось несколько очищенных от коры стволов деревьев, так, чтобы получился прямоугольник. По периметру этого прямоугольника прикреплялись три тонкие горизонтальные жерди: верхняя, средняя, нижняя. Верхняя на уровне будущего потолка, нижняя - земляного пола. Далее с помощью гибких прутьев формировались стены, подобно тому, как делают изгородь. Оставлялись лишь свободные места для окон и дверей. После этого замешивалось большое количество глины. Месили ногами или с помощью лошади. Добавляли солому и мощными шлепками наносили получившуюся смесь на стены. Хатка обретала свои черты. Конструкция называлась "турлучная". Основой потолка и крыши были всё те же деревянные жерди. Крышу накрывали соломой. Пол земляной. Это глина пополам с конским навозом, который через некоторое время почти не издаёт запаха. Ну и кирпичная печка. Без неё никак.

    Вот в такой хатке и поселился Феодосий.

    Почему хатка оказалась заброшенной? 1917 год. Война. Революция. Великое переселение народов. Чаще всего не по своей воле.

    Видимо чтобы поднять значимость Феодосия интернет-источники пишут.

    "Супруга Калинина, "всесоюзного старосты", работавшего в те годы на Кубани, была духовной дочерью отца Феодосия. "Калинин приезжал в пустыньку, - рассказывает матушка Александра, - осмотрел всё и дал дедушке документ, что у него здесь приют. Ведь после гражданской войны было много беспризорных детей, одиноких стариков, а дедушка всех собирал, всем находилось дело".

    Здесь стоп.

    Первое. Михаил Иванович Калинин ни "в те годы" и ни в какие иные на Кубани не работал. Проезжал на агитпоезде в 1921 году, но не более того. С 1919 года он Председатель ВЦИК, место работы Москва, Кремль - причём тут Кубань? Да если бы Калинин бывал в Горном, да ещё вручал бы тут какие-то охранные документы, то мы, школьники, и через тридцать лет изучали бы этот вопрос на уроках по истории родного края.

    Второе. Жена Калинина, Екатерина Ивановна Лорберг (1882-1960), была еврейкой, убеждённой революционеркой, членом Верховного суда СССР, а потому никак не могла быть "духовной дочерью отца Феодосия". Да и случись вдруг такое, то пришлось бы ей отправляться в ссылку не в 1938 году, а гораздо раньше.

    Третье. Что это за приют такой, в двух маленьких турлучных хатках? Что-то из сказки про варежку.

    Итак, поселились в Горном, основали пустыньку и стали жить-поживать.

    Но прежде пара чудес от Феодосия, о которых хотелось бы сказать особо.

    Чудо первое.

    Цитата.

    "Устраивая свою пустыньку неподалеку от монастыря, старец 7 дней и ночей молился на камне, чтобы Господь вразумил его, где строить церковь. Сама Пречистая Богоматерь указала ему место для храма и просфорни, а по мановению Ее руки на камнях зазеленел барвинок. Склон горы до сих пор покрыт этим вечнозеленым цветком, а во всем ущелье его больше нет."


    Не знаю, как там насчёт "мановения её руки", но по поводу зазеленевшего барвинка, и о том, что "во всем ущелье его больше нет" могу заявить, что это неправда. Барвинок в окрестностях Горного растёт повсеместно. Конечно это мелочь, но в наше время именно эта сказка про барвинок почему-то наиболее активно используется анапскими и геленджикскими экскурсоводами, привозящими в Горный толпы туристов. Как же! Цветочек в виде крестика!

    Теперь про колодец, про святой источник, про целебную воду.

    В оригинале это звучит так.

    "До поселения батюшки там было сухое место, а теперь по молитвам старца из недр земных исшёл родник. Эту водичку батюшка выпросил у Господа и собственноручно выложил источник плитами. Он не оскудевает и доныне, его называют "Кашкина щель" (по фамилии старца)".


    Начнём с конца.

    Я прожил в Горном почти двадцать лет и могу утверждать, что означенная щель в моё время называлась не "Кашкина". Мы называли её "Гладушевская". Потому что там был дом Гладушевских. Жили в этой щели Малиновские и Кормачёвы. Их дети были моими одноклассниками.

    Теперь про родник.

    Выпросить его у бога ничего не стоило, ибо он существовал всегда. Место это никогда не было сухим.

    В настоящее время, чтоб пройти в Кашкину щель (ладно, будем называть её так), нужно свернуть направо с автомобильной трассы Краснодар-Новороссийск сразу после въезда в посёлок Горный. Перед нами будет тоннель. Сооружение очень монументальное. Сейчас таких не строят, особенно если учесть для каких целей он был предназначен. Таких тоннелей в окрестностях Горного четыре. И сооружены они одновременно со строительством железной дороги Тихорецкая-Новороссийск. Мы, мальчишки, называли эти тоннели проще - "труба", потому как считали, что настоящий тоннель только тот, по которому идёт поезд. Таких у нас было два. Оба в девяти километрах западнее и даже станция там называлась Тоннельная. Наши трубы-тоннели были словно младшие братья тех, больших тоннелей. Те же огромные камни в стенах, та же крепость и мощь.

    А назначение всех четырёх наших тоннелей было весьма прозаическое. Они должны были пропустить через себя ручьи воды текущие из ущелий. Иначе эта самая вода со временем размыла бы песчаную насыпь железной дороги.

    Лишь один из четырёх тоннелей-братьев был загружен серьёзно. Через него протекал довольно полноводный ручей. Это в самом центре посёлка, рядом с железнодорожным переездом. Через этот тоннель зачастую невозможно пройти без высоких сапог.

    А остальные три тоннеля, увы, отводят малую воду. Как правило, это ручеёк от небольшого родника в средней части ущелья. Такой "работой" занят и тоннель Кашкиной щели. Через него в речку Баканка стекает водичка из того самого родника, который "по молитвам старца из недр земных исшёл".

    К чему я всё это рассказываю? А тому, что железная дорога Тихорецкая-Новороссийск построена в 1888 году. Одновременно был построены все четыре горновских тоннеля. В том числе и тот, который ведёт в Кашкину щель.

    И зачем же его построили?

    Правильно, чтоб отвести воду, текущую из родника, который в то время (1888 год) уже существовал.

    Логично? Логично.

    Не стали бы предки тратиться, если бы "до поселения батюшки там было сухое место".

    Конечно, нельзя отрицать, что Феодосий мог взять лопату и углубить родничок. И камнями он мог его обложить. А скорее всего это сделали послушные матушки. Только вот водичка текла давно и без всяких молитв.

    Теперь о вкусе воды и её целебности. Утверждаю: в окрестностях Горного вся родниковая вода вкусна. Колодцы есть считай что в каждом втором дворе.

    Что говорят нам наши источники про водичку? А вот что.

    "Здесь, в пустыньке, по молитвам отца Феодосия, забил источник ключевой воды, имеющий свойство исцелять страждущих".


    Хорошо, если это так. Тем более, что колодец этот иногда называют "единственный канонизированный источник на Северном Кавказе". Претензии обязывают.

    Но вот однажды попался мне номер газеты "Новороссийский рабочий". В небольшой статье шла речь о качестве воды в Новороссийске и его окрестностях. Привожу дословно, хоть и горько мне это: "По данным новороссийской санэпидемстанции имеются задокументированные случаи заражения людей кишечной палочкой после пользования водой из святого источника в хуторе Горном".

    Увы, приехали.

    Видимо не всем страждущим дано исцелиться.

    Но вернёмся к Феодосию Кавказскому.

    Он по-прежнему живёт в Горном. С ним матушки.

    Что до чудес, то они, по утверждениям Анны Ильинской и всех вторящих ей интернет-источников по-прежнему происходят.

    Самый впечатляющий - про то, как Феодосий вроде бы случайно отрубил палец некоей Вассе из Ростова, а потом запросто прирастил его на место. История о Вассе длинная и нудноватая, Ильинской она явно нравится, но, вот что странно, кроме неё никто не подтверждает или, правильнее сказать, не повторяет эту сказку.

    Из чего можно сделать вывод, что в реальность описываемого эпизода не верят даже самые ревностные поклонники Феодосия. Или он не нравится им по другим мотивам? Ведь, как ни крути, а из этой истории можно сделать вывод, что богатую ростовчанку наши монахи во главе с Феодосием просто-напросто в лучших цыганских традициях обобрали до нитки. И вернулась она в Ростов, что называется, "очищенная".

    Впрочем, почему бы не послушать первоисточник?

    "В ней нельзя было узнать ту разряженную барыню. Батюшка сказал ей:

    "Сними все свои кольца и браслет и отдай Матери Божией на венчик, сними и всю богатую одежду".

    Вынес ей вместо туфель обрезанные сапоги (неизвестно, где он их взял, ибо таковых в пустыньке не было), надел Вассе на ноги, завязал шпагатом и сделал бантик; одел на нее широченную цыганскую юбку, всю изорванную, старую телогрейку (а был Петров пост, жарко), подозвал петуха и говорит:

    "Дай, Панкрат, нам одно перо". Петух послушно подошел и подставил хвост.

    Батюшка выдернул перо, вставил его в голову Вассы и сказал: "В этой одежде езжай домой и не снимай, пока не войдешь в дом".

    "Отец Феодосий, мой муж в Бога не верует, как же я такая приеду, как объясню ему, что я в таком виде?"


    Чудеса да и только, не правда ли? Есть здесь что-то от одесского привоза. А может Феодосий вспомнил свои Иерусалимские приключения? Решил, так сказать, тряхнуть стариной?

    Не забудем, что он отрубил Вассе палец и запросто вновь прирастил ей его. Так она и поехала в Ростов: в телогрейке, с бантиком на сапогах и с поднятым пальцем. Ехать ей предстояло четыреста километров.

    В остальном деяния Феодосия не выходят за рамки незначительных предсказаний и обычных полусказочных страшилок. Ну и конечно же ему является Матерь Божья и другие столпы веры.

    "Немало поистине великих чудес и исцелений совершил он в своей пустыньке. Тут ему являлась в сиянии радуги Богородица и Приснодева Мария, и после беседы с Ней его лицо тоже сияло, как радуга. Здесь его посетили Илия и Енох, явленные во славе. И снова приходил пророк Божий Илия вместе с Иаковом, братом Господним по плоти, но приходили они, уже видимые сторонним взглядом, как обыкновенные странники, три дня пробеседовав с ним в его келии."


    С этим трудно спорить...

    Может и являлись, может и посещали, может и приходили, может и беседовали.

    Однако общий вывод такой.

    "В окрестностях Крымска молва о необыкновенном старце распространилась мгновенно. К нему стали приходить за благословением и советом. Одних он обличал, других исцелял от болезней, иных врачевал словом. Ко всем относился с участием, направлял на путь спасения".


    Другие источники утверждают, что "он принимал до пятисот человек в день".

    Точнее это звучит так.

    "Ежедневно он принимал по пятисот человек - тоже трудно поверить, но тоже неоспоримо засвидетельствовано многими и многими. Увещевал, советовал, исцелял. И повторился его молитвами еще один подвиг Серафима Саровского - возле его пустыньки забил из-под земли целебный источник, который помогал даже людям, больным безнадежно".


    Но это вранье, про пятьсот человек. А про источник мы уже говорили.

    Горновские старожили рассказывали, что жившие в Гладушевской щели монахи были крайне замкнуты и нелюдимы. Вокруг построек был плотный забор, внутри на дереве висел кусок железнодорожного рельса, монахи начинали стучать в него, когда к их территории приближался незнакомый человек.

    Но есть ли в рассказах о Феодосии правда?

    Есть!

    Например такая: "в свободное время монахи обучали местных детей грамоте".

    Старик Каталевский рассказывал нам, что "грамоте учился у монахов".

    Два-три раза в неделю он приходил к монашеским кельям, где его учили читать, писать, считать и молиться.

    Но не бескорыстно. Платой был мешок муки, кролик, утка или курица.

    Качество этого образования было скорее всего не очень высоким, так как большинство детей хутора Горного (тогда он назывался разъезд) ходили учиться в Тоннельную, где была настоящая школа.

    Девять километров в один конец - долгая дорога к знаниям.

    А вот этот интернет-источник - шедевр современных фантазий о Феодосии.

    Мысль автора состоит из двух частей, послушаем первую из них.

    "В тот день в 1927 году старец Феодосий Кавказский уехал в город за продуктами".


    Казалось бы простая фраза, чего к ней цепляться?

    Но у меня кроме смеха она ничего не вызывает. Вдумаемся, человек из хутора едет в город за продуктами! Не будем о том, что до города 26 километров, а из транспорта доступна только лошадь. Не ездили в 1927 году в город за продуктами! Не ездили! Это стало нормой только через сорок-пятьдесят лет. Когда, видимо, и родилась эта нелепая фантазия. А тогда, в 1927, люди из города ездили по хуторам, чтобы купить муку, картошку, мясо...

    А теперь вторая часть фразы.

    Нет, лучше вместе с первой частью, чтоб ощутить весь колорит вранья.

    Итак.

    "В тот день в 1927 году старец Феодосий Кавказский уехал в город за продуктами. А несколько монахинь-послушниц оставались в пустыни. Сюда приехали озверевшие красноармейцы, старца они не нашли и сорвали злобу на беззащитных монахинях. Отвели их к этому камню и тут же расстреляли".


    Тут можно задавать много вопросов. Например, отчего красноармейцы были "озверевшие". И потом - расстрел никогда не был промыслом красноармейцев. Другие службы занимались этим, по другому они назывались. Но задавать вопросы бесполезно.

    Потому что автор этой дикой фантазии, как говорил Иван Бунин, глуп до святости.

    К слову сказать, в Горном до 1918 года не было кладбища. И не потому, что люди жили так счастливо, что помирать им было недосуг. Просто хоронить везли в Тоннельную, так как там была церковь и кладбище.

    На телеге, не спеша, девять километров. Достойный последний путь.

    А кладбище появилось из-за трагического случая. Белогвардейцы расстреляли в Горном восьмерых бойцов из отряда так называемых "красно-зелёных". Были такие, тяготевшие к красным, но не совсем разделявшие идеи большевизма. Типа махновцев. Везти всех восьмерых в Тоннельную было невозможно, вот так и появились в Горном первые могильные холмики.

    Однако об этом расстреле старожилы хутора помнили всегда.

    А вот с расстрелом монахинь - увы: либо всем отшибло память, либо такого просто не было.

    Финал пребывания Феодосия в Горном прост донельзя. Он был арестован, доставлен в Новороссийск, получил совсем небольшой срок по бытовой статье и отправлен в ссылку в Казахстан. На три года.

    Но как можно, об аресте святого - и так скупо и так сухо?

    И вот тут, как говорил Гоголь, "пошла писать губерния".

    Например так.

    "Отца Феодосия несколько раз забирали в милицию, но всегда отпускали. На Крещение в 1925г., когда батюшка освящал воду, все явственно видели в крещенских струях множество чудесных рыбок и дивились тому. Старец горько заплакал и сказал: "Сколько много здесь рыбок, и все разбредутся, и останется только четыре рыбки". Этим он предсказывал разгон пустыньки. За две недели до Пасхи о.Феодосий благословил матушек печь куличи и красить яйца. Они удивились, но ослушаться не посмели. Старец освятил в Великую Пятницу пасху, яички и сказал: "Будете разговляться, а меня с вами не будет. Поезжайте в Минводы, живите там". В этот миг в дверь постучали. Вошли трое военных из Новороссийска и сказали, чтобы о.Феодосий собирался. "Я вас давно поджидаю", - поклонился старец. Он взял тазик, умыл пришельцам ноги - поразительно, что они не сопротивлялись, - потом накормил, сам им прислуживал".

    Вот эту фразу, про то, что Феодосий "умыл пришельцам ноги" повторяют многие, в том числе и писатель Владимир Лермонтов.

А вот несколько иной вариант тех же событий.
С большими претензиями Феодосия на святость.
Здесь чувствуется, что автор лучше знает Святое Писание.

    "Однажды к старцу пожаловали конвоиры с приказом о его аресте. И получили неожиданный прием. Старец смиренно последовал примеру Господа, омыв водой ноги конвоиров. А потом он рассказал им об их прошлой жизни, поведал и о будущем.
- Не простой старец! - решили потрясенные красноармейцы. И даже уговорились между собой не выдавать старца на расправу властям - мол, не нашли, и все тут.
- Нет, - ответил старец, - ведите! Через ввас быть воле Божией".


    А как выглядит такой вариант ареста?

    "Отец, собирайся, мы приехали взять тебя в гости. - А я вас уже жду,- ответил Батюшка. У матушки Фионы попросил тазик с теплой водой, омыл матушкам ноги (удивительно, но они не сопротивлялись), накормил их, сам им прислуживал, затем пошел в свою келью, помолился, взял крест, перекрестил все четыре стороны кельи, благословил всех, кто там был из пришедших и живущих в пустыни: Анастасию, Фиону, Елену, Талиду, Татьяну, Наталию и послушниц Любу и Анну".

    Заметим, что здесь ноги омываются уже не конвоирам, а матушкам. Что, как известно, более соответствует "примеру Господа". Характерно также, что никто не сопротивляется. Ни красноармейцы, ни конвоиры, ни матушки.

    Для нас же любопытен список лиц, проживавших вместе с Феодосием. Анастасия, Фиона, Талида, Татьяна, Наталия, Люба и Анна. Обратите внимание - одни женщины. Семь душ.

    Но есть и такое описание ареста.

    "Когда к нему вломились энкавэдэшники, они увидели молящегося, прекрасного лицом старца, который при их появлении встал и поклонился, а затем просил их, чтобы позволили обмыть им ноги... Пораженные, они не посмели отказаться. Им даже не пришло в голову, что склонившемуся перед ними старику сто двадцать пять лет!"

Ну не сто двадцать пять, а вдвое меньше.
Разве это важно. Главное - опять обмываем ноги.

    А вот вариант ареста, в котором старец сам идёт встречать чекистов. Кроме того, он знает (одно слово: святой!), что они опаздывают на два дня. Однако, странное дело, здесь нет ни слова об библейском омовении ног.

    "На большевицкой (так в тексте О.Б.) голгофе в еще не окончившийся Великий пост 1925 года отец Феодосий вдруг наказал сестрам готовить Пасхальное разговление. Пояснил, что на саму Пасху его уж с ними не будет. Батюшка обычно сам ходил встречать своих гостей на недалекую железнодорожную станцию. Пошел вскоре и к поезду, который привез троих чекистов по его душу. Столетний старец посмотрел на них голубыми глазами, тихо пояснив:

    - А я вас уже два дня жду.

    Те переглянулись: приказ об аресте Феодосия Кашина был секретным. Ещё более удивительным была для них подробность о двух днях - именно на этот срок они опоздали с выполнением приказа из-за неожиданных обстоятельств в Новороссийске".


    Ну и последний вариант.

    "Вдруг заходят трое чекистов в черных кожаных куртках и говорят:

"Отец, собирайся, мы приехали взять тебя в гости".
"А я вас уже жду", - ответил Батюшка.
У матушки Фионы попросил тазик с теплой водой, омыл матушкам ноги, накормил их, сам им прислуживал, затем пошел в свою келью, помолился, взял крест, перекрестил все четыре стороны кельи, благословил всех, кто там был из пришедших и живущих в пустыни".


Итак, он их "уже ждал". Это первое.
Статью ему дали чисто бытовую. Это второе.
Срок он получил, как писал Солженицын, детский: три месяца тюрьмы и три года ссылки.
Настоящим идейным религиозным деятелям такой мягкий приговор и не снился.
Не давали такого срока и тем, кто шёл по пятьдесят восьмой статье.

    В качестве примера - монахиня Сергия (Клименко Татьяна Ивановна), настоятельница Покровского женского монастыря, пустынька "Тёмные Буки". Неправда ли, знакомое название? Начало служения - 1927 год, арест - 1930.

От стихов её, написанных в тюрьме Новороссийска, перехватывает горло.

"В ночи бессонные, в ночи страдания
Крестик сжимаю усталой рукой
И утоляю им боль испытания,
Плача незримой сиротской слезой.
Сон по ступенькам тюрьмы тихо крадется,
Звезднаго хора мерцают лучи,
Мир и отрада от Господа дарятся
Узникам в долгой и скорбной ночи.
Крестик над каждой душой возвышается,
Распятый кротко на узы глядит.
Богу молитва в тюрьме поднимается,
Реет над миром, над скорбью парит"


    Приговор - 10 лагерей. Вот это по-взрослому.

    Это ответ тем, кто пытается нарядить Феодосия в тогу борца.

    Например, один из источников заявляет.

    "Во время гонений на веру, после 1917 г., уже будучи монахом, создает тайно в Краснодарском крае монастырь, ставший приютом для тех, кто оказался без крыши над головой и средств к существованию. В 1927 за пропаганду религиозных знаний был арестован и приговорен к содержанию в лагере, с последующей ссылкой в Казахстан".

    Странное дело, этот же источник счёл возможным просто так, походя, пнуть академика Дмитрия Лихачёва.

    "Никаких жутких воспоминаний и описаний, подобных стенаниям академика Лихачева, отец Феодосий не оставил".

    Итак, Соловков не было. Как говорится, "в списках не значился". Даже те, кто говорит о Соловках, признают это. Был Казахстан. С годом ареста тоже не всё ясно. Есть два варианта: 1925 или 1927 год. Мне кажется, что более правильный 1927 год.

    В одном источнике мне встретилось и такое.

    "В России отец Феодосий вступил в ряды патриотического "Союза русского народа".

    Но это полная чушь.

    Состоявшие в эти "рядах" получали вышку без суда и следствия.

    Что же можно предположить, помня столь странный союз одного мужчины и семерых женщин? Помня историю с юной Татьяной? - здесь, в Горном, она уже Талида. По другим данным Тавида. Или Тавифа.

Итак, в чём обвинили Феодосия?
В попрошайничестве? В бродяжничестве? В приверженности к имяславию?
Первое - возможно, второе - вряд ли, третье - исключено.

    Но есть и четвёртое.

    Вот именно.

    Бытовое разложение.

    Именно эта статья была "припаяна" Феодосию. Наверняка настучали местные. Вряд ли они знали про историю с Татьяной. Но видимо в песнопениях монашествующих субъектов, звучавших из-за забора пустыньки, что-то показалось им противоестественным.

    Здесь уместна цитата из одного источника.

    "По вечерам пели псалмы в полный голос без боязни, даже в советские времена, ведь на все стороны никого: ни домов, ни селений, только лес".

    Возможно кто-то из местных пострадал от чудес Феодосия, как это случилось с ростовской Вассой. Наверняка, перед тем как настучать, пару раз честно предупредили Феодосия о своих намерениях. Потому он и знал, что следует ждать нежеланных гостей.

    Но это лишь догадки.

    Но они небеспочвенны, так как есть цитата от ярых сторонников Феодосия. Вот она.

    "Собственно, по такой схеме чекисты поступили со старцем и при его жизни. Они заслали в его общину своего провокатора, бесноватую женщину, возведшую на преподобного Феодосия клевету. На основании этой клеветы преподобного Феодосия осудили по бытовой статье, ведь, как они говорили: "у нас за веру не судят". Провокаторша, по свидетельству духовных чад Старца, сестер Ковалевых, потом каялась в своем грехе".


    Поясню, что "схема", о которой идёт речь - это из современных разборок на тему преподобности Феодосия. Для нас же здесь интересно то, что не отрицая "бытовухи" авторы цитаты уточняют, что на старца настучала одна из послушниц. О тональности и тематике этого "стука" мы уже почти догадались.

    Все интернет-источники утверждают, что в ссылку за Феодосием поехала юная послушница Люба и что там она ему "весь срок прислуживала". Могло ли быть такое? В смысле, допускала ли советская система наличия прислуги у ссыльных? Не знаю. Как уже было сказано, период ссылки Феодосия остался незадокументированным.

    Вернёмся к источникам.

    "В 1931 г. его освободили, и он приехал в Минводы. Здесь матушки Тавида (та самая) и Елена (новое имя!), которые по благословению старца еще сразу после его ареста переехали из пустыньки в город, с Божией помощью приобрели хатку и остались на жительство, ожидая возвращения батюшки".

    И ещё.

    "После освобождения из ссылки в 1931 году отец Феодосий принимает подвиг юродства: ходит по улицам, одетый в цветную рубашку, играет с детьми. Они называли его дедушкой Кузюкой".

    Но есть и противоречивые данные.

    "После отбытия наказания переехал в Минеральные Воды, где стал настоятелем местного храма".

    Хочется возразить. Побойтесь бога. Как говорил классик: "Или-или". Либо юродство, цветная рубаха и "дедушка Кузюка", либо "стал настоятелем местного храма". Скорее всего - первое.

    А вот и чудеса на ставропольской ниве. Сначала, так сказать, общий план.

    "По прибытии в Минеральные Воды благодатный старец принял на себя подвиг юродства. Он ходил по улицам в цветной рубашке, играл с детьми, и дети называли его "дедушка Кузюка", много говорил притчами, не всегда понятными для людей. Часто поучал, чтобы читали молитву Иисусову, и говорил, если бы люди знали, что ожидает их после смерти, то день и ночь молились бы Богу. В годы войны о.Феодосий был одним из самых ревностных молитвенников о победе России. Он молился о здравии защитников Родины и об упокоении погибших, тем более, что Господь ему открывал даже имена некоторых из них. Неся подвиг юродства, он дерзновенно проповедовал, назидая людей и совершая необыкновенной силы чудеса".

    И вот, после "дерзновенных проповедываний", пошла конкретика.

    Вот одно из чудес. Дадим его, так сказать, "в развитии".

    Первая трактовка чуда довольно скромна, видимо авторы учитывыают возраст чудящего.

    "А однажды он настоял, чтобы железнодорожники отогнали на другой путь стоявший в тупике вагон с боеприпасами. Лишь это сделали, запасный путь разбомбили немецкие самолеты."


    То есть, вот так просто: пришёл и настоял.

    Кому-то из святописцев этого показалось мало. Градус чуда повышается.

    "В годы войны в Минводах рядом с железнодорожными путями находилась больница. На рельсах стояла огромная цистерна с бензином. Однажды стрелочники заметили быстро бегущего дедушку Кузюку. В одной руке - крест, другой - силится столкнуть вагоны с места. "Ну и дед чудной, ему ли сдвинуть такую тяжесть?" Только это подумали, глянули - и глазам своим не верят. Вагоны потихоньку сдвинулись с места и покатились по путям. И только они успели откатиться - мощный взрыв потряс воздух. На место, где стояли вагоны, упала бомба, не причинив большого вреда ни больнице, ни людям, работавшим неподалеку".


    Заметьте: старцу либо 143, либо 102, либо 82 года - на выбор. Вагон толкается одной рукой. Очевидно левой. В правой - крест. Есть подозрение, что известное выражение "одной левой" появилось именно после этого подвига дедушки Кузюки.

    Но и этого показалось мало. Цистерна с бензином хоть и огромна и огнеопасна, но бывают же в природе более тяжелые и более взрывоопасные предметы. Конечно же бывают! И возникает третий вариант чуда.

    "В годы войны во время вражеского налета военнослужащие, охраняющие железнодорожную станцию в Минеральных Водах, видели как к вагону с боеприпасами подбежал старец в пестрой рубашке с крестом в руках. Держа крест в одной руке, а другой толкая вагон, он его сдвинул с места и откатил по рельсам на достаточное расстояние. Вскоре на прежнем месте вагона разорвался вражеский снаряд".


    Не буду утомлять цитатами, поверьте на слово, что есть ещё вариант, где вместо одного вагона с боеприпасами фигурирует три вагонами со снарядами. Но идея та же: толкнул взрывоопасный состав и спас больницу, станцию и людей.

    Что тут сказать?

    Понятно, что "военнослужащие, охранявшие железнодорожную станцию" должны были бы пристрелить человека, который без объяснения причин стал бы вдруг толкать вагон с боеприпасами.

    С другой стороны, раз уж проворонили, вагоны оказались передвинуты, объекты и люди спасены и многие это видели, то тут, как ни крути, налицо подвиг, за который полагается как минимум орден Красной Звезды.

    Но Феодосию, а точнее его святописателям не нужены ни орден, ни знание устава караульной службы. Нужно чудо. Или сказ о нём.

    Например такой.

    "Когда немцы приступили к Минводам, произошел еще такой случай. Быстро-быстро, совсем не по-стариковски, подбегает он к детскому саду и говорит гулявшим на улице детям: "Гулю-гулю! за мной, деточки! Бегите за мной!" Забавы ради дети побежали за дедом Кузюкой, воспитатели - за детьми. А в это время снаряд угодил прямо в здание детского сада и разрушил его. Но никто не погиб - всех вывел прозорливый старец".

    И снова миф общего плана.

    "Достаточно вспомнить свидетельство очевидцев, подтверждавших, что иеромонах Феодосий говорил на четырнадцати языках, которых никогда не изучал, достаточно показать сделанный одним фотографом кадр, где явственно видно, как в поднятой для благословения руке отца Феодосия вспыхивает пламя. (Впрочем, неверующий скажет, что это был дефект фотопластинки либо самого снимка... Ничего не поделаешь - слепому не объяснить, что такое солнце!)"

    От себя. Видел я этот снимок. Действительно, очень похоже на дефект фотосъемки. И не надо мне объяснять, что такое солнце. Как и разговоры Феодосия на четырнадцати языках, которых он никогда не изучал.

    А вот это "чудо" встретилось мне в Интернете в единственном экземпляре. Такого нет даже у Анны Ильинской.

    "Есть свидетельство, что накануне войны, батюшка освятил землю и велел своим послушницам разбросать ее под Новороссийском в тех местах, где впоследствии шли наиболее ожесточенные бои."

    Автор этой фразы видимо не задумывался над тем, что написал. Советский десант в Южной Озерейке, недалеко от Новороссийска. Ожесточенные бои. Десант разгромлен немцами, полностью уничтожен. И где Феодосий со своей освященной землей? Написать-то надо было иначе: "... в тех местах, где впоследствии шли наиболее ожесточённые бои, в которых наши войска одерживали победы на врагом."

Вот теперь хорошо! Всем ясно, благодаря кому победили.

    Вcтречаются описания и малых подвигов.

    "Поздно вечером эта женщина брала воду из колодца, и вдруг видит, что дед Кузюка что-то бросил ей в дверь, какой-то узелок. Она подошла, взяла узелок, а там много денег, одни тридцатки. Она подумала, что старик выжил из ума (он ведь юродствовал), спутал свой двор с ее двором, и бросил деньги по ошибке, как бы спрятал их, - юродивый ведь, и вид у него такой, не знает по своему неразумению, куда бросить деньги".

    Есть у Феодосия и несколько странные чудеса.

    "К другому соседу дед Кузюка зашел с веником и стал мести из углов, с подоконников, полок. Хозяин стал возмущаться, выгонять: А наутро к этому дому подкатила машина. Имущество конфисковали, семью выслали".

    Ну и попытки максимально возвысить будущего святого. Вот пример.

    "Вскоре Батюшка сказал, что через три дня наступит конец света. Все подумали о Страшном Суде, а он говорил о своей кончине. Говорил, что после его смерти будут плакать и курочки, и петушок, и котики, и птички. Рядом дежурила Мария. Старец взглянул на нее внимательно, как-то по-особенному, и спросил: "Как ты думаешь, сколько мне лет?" - "Один Боженька знает, а я не знаю". - "Истинно говорю тебе и неложно, Господь свидетель, мне тысяча лет". Потом опять говорит: <Как ты думаешь, сколько мне лет?" - "Боженька знает, я не знаю". - "Истинно говорю и неложно, Господь свидетель, мне шестьсот лет". Помедлив немного, в третий раз спрашивает: "Как ты думаешь, Мария, сколько мне лет?" - "Один Боженька знает, я не знаю".- "Истинно, неложно говорю, Господь свидетель, мне четыреста лет". Что за тайна скрыта за этими цифрами?"

А здесь уж совсем дерзкие претензии.
Это покруче, чем впасть в прелесть.

    "Пред самой кончиной о. Феодосий сказал: "Вы не знаете, кто я такой, а когда Господь придет во славе, глазами не поверите, где я буду"... Пришли как-то к о. Феодосию три матушки. "За кого ты меня почитаешь?" - спросил старец м. Варвару. "Ты - Илия-пророк". - "Нет. А ты за кого меня почитаешь?" - спрашивает м. Людмилу. "Ты - Моисей-пророк". - "Нет. А ты за кого меня почитаешь?" - вопросил м. Марию. "Ты - Иоанн Богослов". - "Правильно".

    Вот так. Иоанн Богослов и не никак не меньше.

    Немудрено, что после такой моральной обработки экзальтированные и малограмотные матушки могли наговорить Анне Ильинской сто коробов фантазий, мифов и сказок.

    Финал жизни источники описывают так.

    "Скончался Феодосий 8 августа 1948 г. Был похоронен на минералводском городском кладбище. Однако затем мощи преподобного были перенесены в церковь Михаила Архангела. 8 августа 1998 г. мощи преподобного торжественно перенесены во вновь построенный в Минеральных Водах Покровский собор".

    Теперь начались посмертные чудеса.

    "Позже одна из послушниц отца Феодосия рассказала о явленном ей откровении: удивительные юноши, несшие гроб, были Ангелы Божии, обряд же отпевания совершил над батюшкой сам Иоанн Креститель."

    Ну а кто ж ещё мог отпевать дедушку Кузюку?

    Как же случилось, что Феодосий стал святым, преподобным, чудотворцем?

    Основные энтузиасты известны.

    Это матушки Анна и Любовь, те самие, что "оставили записи о его жизни". Скорее всего именно с их слов в данных минералводского ЗАГС-а и появилась дата рождения Феодосия - 1841 год.

    Это писательница Анна Ильинская. Человек искренний она, увы, восторженно восприняла все фантазии и выдумки о Феодосии, добавила свой полусказочный стиль изложения и получился самый настоящий лубок, в котором что ни слово, то ложь.

    Это писатель Владимир Лермонтов. Именно он был первым, кто напомнил в своих книгах, что с 1917 по 1927 годы Феодосий вместе с матушками жили в своих кельях в хуторе Горном. Именно он, Владимир Лермонтов, собственноручно построил в Горном две часовни в память о преподобном. У Владимира Лермонтова не сложились отношения с РПЦ и в возникшем споре на извечную тему "кто первый?"он уступил.

    Ну и конечно же митрополит Ставропольский и Владикавказский Гедеон (Докукин). Его заслугу (или вину, кому как нравится) в возвышении Феодосия трудно переоценить. Именно Гедеон благословил местное почитание Феодосия, которое вылилось во всероссийское.

    Источники пишут об этом так.

    "Загорелась еще одна яркая лампада на церковном небосклоне древнего Кавказа. 11 апреля года на могиле старца Феодосия была отслужена последняя; заупокойная лития, и святые мощи преподобного Феодосия были перенесены в храм. Митрополит Ставропольский и Владикавказский Гедеон благословил местное почитание иеросхимонаха Феодосия, как покровителя и молитвенника земли Кавказской и установил празднование его памяти 8 августа по новому стилю в день блаженной кончины преподобного".

    Зачем, почему он это сделал?

    Вот варианты объяснения.

    Первый. Глубоко личный.

    "По свидетельству самого владыки Гедеона его поразило то, что его, молодого священника, отслужившего панихиду на могиле о.Феодосия во время "хрущёвской оттепели", не подвергли никакому прещению со стороны уполномоченного. Это для владыки стало "первым зримым чудом", говорящем о необходимости канонизации".

    Второй. Ещё более глубоко личный.

    "Владыка Гедеон очень почитает свою маму, покойную Матрону, и то, что ей после посещения могилы о. Феодосия, по её словам, "стало легче", явилось для владыки важным свидетельством святости этого человека".

    Третий. Несколько странный.

    "Феодосия Кавказского почитали раскольники Новаковские, примкнувшие к бывшему еп. Суздальскому Валентину (Русанцову). Новаковские - его воспитанники по Махачкале - служили в Железноводске, где учинили раскол, и желали перенести "мощи" Феодосия с городского кладбища к себе. Владыка Гедеон, чтобы не допустить поругания "святыни", первоначально решил перезахоронить останки Феодосия где-нибудь в ограде православного храма, но это намерение завершилось прославлением Феодосия как святого".

    Итак: "маме стало легче" - значит "святой". Логично.

    Сразу же после объявления местного почитания в поселке Горном в присутствии епископа Краснодарского Исидора (будущего митрополита) была заложена церковь.

    Но лучше послушаем цитату.

    "16-04-1999"

    "Тихое благодатное утро Пасхальной Недели собрало к прп. Феодосию в Горный множество верующих со всех концов Кубани. Православный народ в ожидании важного исторического события - закладки нового храма в честь иконы Божией Матери "Живоносный Источник" - расходится к памятным местам Святого уголка... Высится на взгорье новая часовня, и в свете горящих свечей впитывает покаянные и благодарные воздыхания входящих под ее кров. И к старой, ветхой, маленькой часовеньке течет поток людской, и возле студенца жаждущие святой водицы от преподобного, руками которого ископан кладезь - все пребывает..."


    Странное совпадение. В этом же году в Горном было снесено здание, в котором находились школа и медпункт. Школа, правда, уже несколько лет не работала, а медпункт как-то действовал. Решили изменить русло реки, убрать мосты, выпрямить дорогу - здание мешало. Новую школу конечно же никто строить не стал.

    Зато теперь есть храм.

А в школу? Добро пожаловать - за девять километров, в Тоннельную.
Совсем как было при Феодосии! Папереть близко - школа далеко.

    А за год до этого.

    "08-08-1998"

    "Уже с вечера в Горный, к часовенке прп.Феодосия Кавказского стал стекаться народ Божий. И в ночи шли и шли паломники разными тропками к заветному ущелью, где среди гор некогда подвизался дивный старец. Вот и солнце уже поднималось над лесом, а богомольцы все прибывали. Казалось знойное лето отступило за горы, и воздух наполнился живительной прохладой. Здесь под сенью могучих дерев - немых свидетелей благодатных трудов и горячей молитвы угодника Божия, в память 50-летия со дня преставления святого, и собрались сотни и сотни его почитателей, чтобы в соборной молитве вознестись сердцем и умом в горнюю обитель, где нашел тихое пристанище и упокоение от трудов праведных прп. Феодосий."


    А на Ставрополье Феодосия Кавказского оказывается не забывали и до гедеоновской канонизации. Особенно представители Катакомбной церкви. Могила старца стала притягательным местом для страждущих.

    Вот пример.

    "Однажды поехал на могилку старца Феодосия, почитал акафисты, каноны, помолился. Взял с могилки земли, воды, масла, стал регулярно употреблять их. Вскоре пошел на рентген, и врачи очень удивились - легкие были совершенно чистые. Сейчас я и не вспоминаю о болезни. Слава Господу и Его угоднику преподобному Феодосию!"

Наверное стоит пояснить: человек ест землю с могилы Феодосия.
В лечебных, так сказать, целях. Этот, как видим, выздоровел.
Но в Москве действиями митрополита Гедеона остались недовольны.
Конфликт перестал быть келейным.
Оказалось, что Гедеон превысил свои полномочия.

    Впрочем, лучше вернёмся к источникам.

    Диакон Андрей Кураев сообщает, что:

    "Пять раз обращался м. Гедеон к Патриарху за благословением Феодосия, и пять раз Синодальная комиссия по канонизации отказывала. Так что это было самоволие м. Гедеона".

    Во как! Пять раз. Упорный был митрополит Гедеон.

    И ещё. Тот же д. А.Кураев.

    "На соборе 2004 года председатель комиссии по канонизации святых митрополит Ювеналий сказал, что канонизация Феодосия Кавказского - личный грех митрополита Гедеона. Патриарх, Синод и комиссия не давали согласия на эту канонизацию. И привел рапорт начальника духовной миссии в Иерусалиме на имя консула России (1914 год) о выдворении иеромонаха Феодосия из святого града за поведение, несовместимое с монашескими обетами".

    Вот где вылезло иерусалимское приключение Феодосия! Через девяносто лет аукнулось. Демоны-таки догнали нашего героя. Оказывается, в 1914 году он был просто-напросто выдворен из святого града! Ах как жаль, что диакон Андрей Кураев не приводит полный текст этого рапорта!

    Итак, "личный грех митрополита Гедеона". Верующие оказались в смущении. Можно ли молиться Феодосию Кавказскому? Заговорили о деканонизации. Вопрос был задан всё тому же Андрею Кураеву.

    Его ответ.

    "Возможна ли деканонизация? Зачем - ведь канонизации просто не было, а был "личный грех м. Гедеона".

    Но не так всё просто под солнцем.

    Пока Гедеон был жив процесс, что называется, шёл и шёл. Прах Феодосия Кавказского был перенесён в селение Красный Узел, где для его могилы была сооружена усыпальница. Последний приют получился богатым. На снимке можно рассмотреть надпись на могильной плите. "Святой Феодосий Кавказский. Чудотворец"

    Цитата.

    "В Ставропольской епархии предписано собирать и фиксировать факты чудотворений по молитвам Феодосию Кавказскому".

    Под чутким управлением митрополита Гедеона Ставропольская братия зорко следила за тем, чтобы у новоиспечённого святого не было проблем с почитанием. Так, стоило архимандриту Григорию в 1999 году в Краснодаре выпустить брошюру "Трагедия Русской Церкви - трагедия России", в которой он усомнился в правильности решения митрополита Гедеона, как из Ставрополя последовал молниеностый ответ.

    Вот некоторые его перлы. В лучших традициях разносов товарища Жданова.

    "Так называемый "архимандрит Григорий" искусственно связывает имя преподобного Феодосия с движением имяславцев, иначе еще называемых имябожниками. Имяславие, как учение, действительно, содержит в себе неправославные мнения и оно, действительно, получило свое развитие в монастырях Афона, особенно же, в Свято-Пантелеимоновом. Но нет ни одного документального свидетельства о принадлежности Старца к этой "партии" афонских монахов; к тому же, общеизвестно, что иеромонах Феодосий покинул Афон в 1906 году, а события имяславческой смуты относятся к 1910 - 1913 годам."

    "Для того чтобы очернить преподобного Феодосия Кавказского, требовалось приписать ему какую-нибудь ересь. Преподобный подвизался на Афоне, там же зародилось имяславие, - дальше автор пользуется методикой чекистов, которые, когда надо было посадить человека, подбрасывали ему оружие или листовки."

    "ни для околоцерковных журналисты вроде А. Ильинской, которые видения воспаленного разума выдают за истину в последней инстанции."

    "Однако Комиссия по канонизации Ставропольской епархии давно уже подготовила и выпустила в свет житие Преподобного, основанное не на баснях экзальтированных женщин, а на кропотливом исследовании многочисленных документов и свидетельствах людей, подтвержденных клятвой перед Крестом и Евангелием."


    Как видим, досталось не только архимандриту Григорию, но и Анне Ильинской за "видения воспалённого разума" и "басни экзальтированных женщин". И имяславцы здесь плохие, и чекисты, как всегда, отвратительные, а если на свете и есть хоть что-то хорошее, то это конечно же "Комиссия по канонизации Ставропольской епархии", занимающаяся исключительно "кропотливыми исследованиями".

    Напомним, что по нашим данным Феодосий покинул Афон не раньше 1910 года.

    В 2003 году митрополит Гедеон "отошёл ко Господу".

    По Ставрополью поползли слухи о том, что "последние месяцы жизни владыка провёл в безумии".

    Матушки Анна и Любовь давно отошли в мир иной и были похоронены рядом со своим духовным отцом. У места его первого захоронения.

    Это о них было сказано. Цитата.

    "В Минеральные Воды я приехал сразу после окончания семинарии в 1960 году. Вскоре познакомился с духовными чадами старца Феодосия, его послушницами Анной и Любовью, которые тридцать лет подвизались при старце, оставили рукописи о его удивительном житии. Сами они были людьми очень благочестивой жизни. От старца приняли монашеский постриг, вели строгую иноческую жизнь, но никогда не надевали монашеских одежд, скромно храня свой подвиг.

    Однако каковы же мотивы отказа Синода и комиссии по канонизации святых?

    Диакон Андрей Кураев пытался терпеливо объяснить верующим что:

    "При жизни Феодосий Кавказский не пользовался известностью и почитанием, присущим истинным православным подвижникам и старцам. Такого почитания не было ни среди духовенства (мнению которого в те времена можно было доверять), ни среди мирян. Не было никакого почитания и во времена митрополита Антония (Романовского), прошедшего ссылки и лагеря.

    Ныне здравствующие люди, в том числе и священнослужители, жившие на Кавказе, поколения 30-40-х годов свидетельствуют, что в то время о.Феодосия никто не знал. При следующий архиереях - еп.Ионе, архиеп. Михаиле, архиеп. Антоние - ситуация не менялась, никто и не слышал об "иерусалимском батюшке". Да и как могли слышать, если этот "святой" не посещал находящийся рядом Покровский храм в Минводах.

    Жители Минеральных Вод отзывались нелестно: в храм Феодосий не ходил.

    Знавшие его при жизни не почитали. Феодосия никто из священников не отпевал - это общеизвестный факт (жития всех редакций, свидетельства очевидцев).

    Кончина его не похожа на кончину праведников - он даже не сподобился причаститься перед смертью (жития, свидетельства очевидцев), что и не удивительно, так как Феодосий не был в общении с Православной церковью.

    Хоронили Феодосия не как иеросхимонаха, а как обычного мирянина - без облачения, с открытым лицом без всяких покровцов. Останки его - как у простого человека - одни кости, и то тёмные. Никаких признаков иерейского сана - ни иерейского креста, ни параманного, ни даже нательного - найдено не было. Был лишь небольшой погребальный крест из дерева.

    Поэтому говорить о церковном почитании его как святого вообще нет смысла. Продолжать настаивать на там, что Феодосий К. - святой нашей Церкви - это значит идти вопреки мнению Церкви и подпадать под грозное предупреждение: кому Церковь не мать, тому Бог - не Отец."


    Последняя фраза, конечно, выдаёт высшую степень раздражения диакона Андрея Кураева, обычно такого спокойного и уравновешенного.

    Как и эти:

    "Известны даже смертные случаи из-за переедания земли с могилы Феодосия Кавказского (для "исцеления")"

    "Дело не в том, что Феодосия Кавказского почитают многие уже экзальтированные и "просто психически неуравновешенные" люди, а в том, что такими большинство из них становятся именно в результате почитания".

    "Много званных, но мало избранных", - говорят феодосиевцы про себя.

    "У нас есть свои старцы. Они прячутся в горах, а то эти попы их забьют". Многие сняли нательные кресты и вместо них (а на первых порах - вместе с ними) носят чёрные кожаные медальоны с фотографией Феодосия Кавказского и землёй с его могилы. Если ты не почитаешь Феодосия, значит ты не православный, значит вера твоя не православная, значит ты враг!

    Недуг этот распространился уже и за пределами Ставропольской епархии. Паломница из Ялты Любовь рассказывала, о том, как одна из их прихожанок привезла из Минеральных Вод икону Феодосия Кавказского и давала всем в храме к ней прикладываться. Реакция же на тех, кто отказывался, была одинаковой: "колдун"! И так - везде, не только в Ялте но даже и в Москве.

    Почитание Феодосия Кавказского распространилось даже до Магадана, где в новосозданом женском монастыре была заказана не какая-либо другая икона, а - Феодосия Кавказского, где, как и на Северном Кавказе, носят черные медальоны с фотографией Феодосия и землёй с его могилы и где в последнее время, по свидетельству самих насельниц, "царствует полная неразбериха". Почитание Феодосия Кавказского распространяется также благодаря многочисленным тиражам икон, книг и видеокассет о нём, и все, кто не согласны с его "святостью", подозреваются в неправославии".

    "Иерей Сергий, под покровительством которого хранится два больших фрагмента мощей Феодосия Кавказского в храме Архангела Михаила посёлка Красный Узел - одна из жертв почитания страца. Этот батюшка стал регулярно проводить отчитки и "лечить" при помощи мощей Феодосия. В результате он теперь находится на "военном положении", так что бесы к нему даже через форточку лезут. Этот батюшка тоже разговаривает с бесами, беседует с ними и верит их ответам.

    "Отец Тихон, по свидетельству кладбищенских сторожей, и сейчас часто ездит на могилу Феодосия, в которой-то и останков уже нет, где молится с полуночи и до пяти часов утра".


    Вот в такие бурные споры и сложные поиски истины. А ведь и ста лет не прошло, как Феодосий вернулся в Россию. А что говорить о временах более давних?

    Не могу не привести ещё две печальные фразы, произнесённые диаконом Андреем Кураевым, похоже уставшим бороться со "святостью" Феодосия Кавказского.

    Первая.

    "Ни один из указанных в этом издании "фактов" из жизни Феодосия не имеет документального подтверждения".

    Это о книге Анны Ильинской "Дивный старец Феодосий".

    И вторая.

    "Ну, почему так много того, что говорится о Феодосии, строится на откровенной лжи?"

    Хорошо сказано.

    Осмелюсь добавить: "Ах, если бы эта ложь касалась только одного Феодосия..."


Вернуться на книжную полку




Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru